официальный сайт
КУПИТЬ
ДИСКИ И КНИГИ
Когда ты вернёшься, всё будет иначе...

Рецензия на альбом "Венеция". Апрель 2018 года

Фото

Группа "Белая гвардия" - абсолютно уникальное музыкальное явление на постсоветском пространстве. Ее с трудом можно вписать в рамки какого-то определенного направления. Тонкое, литературное, глубоко личное, в самом хорошем смысле "питерское", их творчество наиболее приближено к жанру авторской песни.

Сами же музыканты определяют свой стиль как "Сенти-Ментальный рок". Что это значит - однозначно сказать сложно, учитывая нестандартный инструментальный состав, включающий в себя акустическую гитару, флейту, скрипку, аккордеон и даже перкуссию.
То ли это синтез умной музыки и поэзии, то ли намек на фатализм и попытка пройти по тонкому канату между рациональным и чувственным миром, то ли легкое подтрунивание над классическими рок-исполнителями:

„Сентиментальный рок,
Плюшевой львицы рык...“

Как бы то ни было "Белая гвардия" с момента своего основания проделала огромный путь. От одноименного сборника, написанного «на коленке» в 1993 году, до полноценных современных альбомов.

В апреле 2017 года, благодаря всенародной любви (краудфандингу), свет увидел альбом "Венеция". Прослушав его целиком, можно резюмировать: "Белая гвардия" все та же (и это радует) и в то же время совершенно иная (что тоже радует, как ни странно).

Неизменной осталась изысканность поэзии, изобилующей метафорами и литературными отсылками (журфак МГУ это вам не хухры-мухры). Остался неповторимый музыкальный язык, осталась нежность и щемящая искренность.
Но этот альбом как будто обрел материю. Песни стали более земными и приближенными к реальности. При этом они совершенно не потеряли своей глубины и красоты. Лирический герой наконец-то твердо стоит на земле и в то же время не перестает завороженно смотреть на бескрайнее звездное небо.
Это восхищает. Это дает надежду.

Можно выдвигать разные версии о происхождении названия сборника. Может быть, в нем действительно заложена какая-то глубокая идея (и мы ее обязательно поищем, иначе несолидная какая-то получается рецензия). А, возможно, музыканты просто не захотели заморачиваться и назвали альбом в созвучии с первой композицией. Прецеденты уже были. В частности, сама группа получила свое название по первым строчкам самой известной песни: "Белая гвардия, белый снег, белая музыка революций". Временное, конечно, потом хотели придумать что-то поинтереснее. Но вот как-то не сложилось :)
Общее настроение альбома ностальгическое. Некоторые песни, находящиеся рядом, можно объединить в тематические блоки.

Первая композиция "Венеция" стоит особняком. Она же является полноценным прологом, задает атмосферу и определяет сюжет всего альбома.

В начале сквозит тоска озябшей души по солнечной Венеции, по потерянному раю и ярким краскам прошлого.
Но маленькие детали: чашка с морским пейзажем и "нотки польки итальянской, что звучат под детскою рукой", заставляют сердце встрепенуться и оживить, казалось бы, уже давно забытые чувства и воспоминания.

При более детальном рассмотрении сюжета невольно проводится параллель с ходом самого бытия. Где путешествие на лодке олицетворяет жизненный путь, а сменяющие друг друга пейзажи - события и впечатления.
Даже сами песни альбома напоминают пестрые лоскуты города, проплывающие мимо венецианской гондолы. Живописные, контрастные, на первый взгляд имеющие не так много общего, они объединены единым течением изумрудного канала.

Блок 1-й: танцевально-ностальгический ("Поэты", "Белый танец").

В "Поэтах" оживает романтика студенческих вечерних посиделок под гитару. Отвага молодости и ненасытность до новых голосов и впечатлений.
Стандартный бардовский аккомпанемент, множество ненавязчивых литературных и даже одна музыкальная ("Синий троллейбус" Окуджавы) отсылка к песням того времени. Эта композиция обретает новые смыслы, если послушать первоисточники.
И да,

„В поэзии мира так много случайных ответов.
Бывает, рождаются в мире такие поэты,
Которые больше для мира, чем просто поэты“.

"Белый танец" поначалу кажется просто красивой рождественской зарисовкой, но потом оказывается, что это посвящение умершей матери. Попытка прикоснуться к тому, что уже случилось, но с чем еще только предстоит научиться жить. Душу разрывают противоречия, боль сменяется светлыми воспоминаниями, и так по кругу:

„Я и так не предам, не нарушу…
Мир планирует новые битвы!
К Той Звезде устремленную душу
Разрывают протест и молитва“.

Блок 2-й - солнечно-импрессионистский ("Возвращаться не хочется", "Грузия", "Люблю").

Песни, написанные сочными, крупными мазками. Прослеживаются национальные музыкальные мотивы ("Грузия", "Возвращаться не хочется"), а местами даже звукопись. В какие-то моменты кажется, что можно почувствовать лето на кончике языка и уловить в воздухе сладкий аромат яблок и восхитительный запах домашнего печенья. Надевать наушники, закрывать глаза и гурманствовать:)

Блок 3-й - индивидуально-общественный ("Семейное фото", "Твоими нитями", "Мне бы хотелось", "Шли они", "Один на один с пустотой").

Вся вторая часть альбома так или иначе про связи: родственные, территориальные, душевные.

Если в первой части лирическая героиня погружена в свою личную историю и переживания, то здесь она пытается определить свое место в мире, осмыслить и как-то сформировать отношение к происходящему вокруг.

"Семейное фото", дающее опору, благодарность и ощущение сопричастности к предыдущим поколениям:

„Протираю золоченую раму.
Помоги им в долгих странствиях, Боже!
Ведь когда тебе совсем одиноко,
Так приятно вспоминать о хорошем“.

Композиция "Твоими нитями" задает абсолютно новый тон. В игру вступают электрические гитары, дыхание становится прерывистым и нервным, ритм изобилует синкопами.
Героиня пытается освободиться от каких-то пут и вдруг обнаруживает, что они пронизывают все ее существование, из них соткана ее судьба. Очень символично. Наверное, в жизни каждого есть такое событие/человек/чувство, которое прорастает корнями вглубь и оплетает своими нитями каждый шаг и порыв. Хорошо это или плохо - вопрос остается открытым.

"Мне бы хотелось" - о судьбе нашей многострадальной Родины. Некоторая монотонность и однообразность музыкальных фраз наталкивает на мысль о каком-то манифесте, декларации. И на контрасте с жизнеутверждающим

„Чтобы в косичках ветер, в ромашках платье!
И никаких таможен, границ, конвоев!
Чтобы цвели каштаны! Все люди – братья!
Утро над садом теплое и живое!“

так горько и бессильно звучит робкое "мне бы хотелось".

"Шли они" - пронзительный и продирающий до костей плач о погибших на войне, нежелание верить в то, что это происходит сейчас.
Сквозь отстраненную констатацию фактов отчетливее виден весь ужас, безличность и бессмысленность происходящего.

„Из Донецка, Одессы, Москвы и Алеппо
(Только слышно, как сердце, вырываясь, стучит)
Собирались в колонну, уходящую в небо
Все, кто будет убит. Все, кто будет убит“.

Возникает ассоциация с произведением Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". Здесь тоже нет причитаний и громких рыданий. И от этого еще страшнее.

В конце концов, пытаясь понять, как со всем этим жить, обнаруживаешь, что по большому счету ты всегда находишься "Один на один с пустотой".
Это единственная песня в этом альбоме, которую написала не Зоя Ященко (солистка и основательница группы), а Дмитрий Баулин (гитарист и саунд-продюсер). Он же исполнял и предыдущую композицию.

В сущности, на этой песне можно было бы закончить, альбом обрел логическое завершение. Но добрые музыканты, видимо, не захотели отпускать слушателей на такой депрессивной ноте. Поэтому в конце сборника нас ждет, как глоток горячего чая после холодной зимней дороги, "Новогодняя". Душа оттаивает, отогревается и вновь наполняется светом и предвкушением волшебства.

Альбом получился очень многоуровневым и разноплановым. Наверное, через некоторое время эти песни прослушаются совсем по-другому.
Но в данный момент он стал для меня вестником надежды.
Надежды на то, что, несмотря на все горести, жизнь продолжится и будет иметь все шансы на счастье.
Пока есть чашка с венецианским пейзажем, семейное фото и Фанские горы.
Пока еще рождаются поэты и мечтатели.
Пока способно плакать, любить и сострадать человеческое сердце.

Белая гвардия своим творчеством раз за разом встряхивает душу, как пыльное одеяло, омывает чистой водой и развешивает сушиться на солнышке :) "Венеция" не стала исключением.

Анна Архипова