официальный сайт
КУПИТЬ
ДИСКИ И КНИГИ
Сенти-Ментальный Рок или Манифест "Новой волны"

"Московский Комсомолец". 18 января 1995 года

Фото

"Жан Поль Сартр долго искал смысл жизни и, отчаявшись его найти, придумал экзистенциализм. Сальвадор Дали с детства стремился привлечь всеобщее внимание дурацкими выходками, а потом подрос и стал сюрреалистом. Зигмунд Фрейд был заурядным врачом и никак не мог заработать денег, чтобы одеть свою жену. Тогда он выкинул из своего кабинета машину для электротерапии и стал разговаривать со своими пациентами на интимные темы. Сначала разразился страшный скандал, но потом все свыклись с мыслью, что Фрейд – основоположник психоанализа. Даниил Хармс курил небольшую гнутую трубочку, носил брюки гольф, собирался жениться на балерине и лихо отстукивал чечетку под нэповские песенки. Он терпеть не мог серьезные лица и потому любил ходить в литературные салоны со свежей морковкой в петлице пиджака. Он так и не стал серьезным человеком даже после того, как объявил себя членом творческой группы под названием "Объединение реального искусства" (ОБЭРИУ)...

Экзистенциалисты, сюрреалисты, обэриуты, футуристы, акмеисты, куртуазные маньеристы... А мы-то кто?

"И стало нам так одиноко в этом мире, и так захотелось продолжить игру в слова-названия. Однажды утром мы проснулись и поняли: мы – сентименталисты. Так мы придумали Сенти-Ментальный рок".
(Из манифеста группы " Белая Гвардия")

"Они думали, что создают песню, а оказалось – создают Новый Мир"("Сильмариллион" Дж. Р.Р.Толкин).

Думали ли Юрий Визбор или Булат Окуджава, сочиняя песни, о том, что они создают новый мир? И думали ли мы, слушая их, что поневоле становимся частицей этого мира? То, что они создали, для нас – классика. У каждого из них была своя задача, каждый отвечал за какую-то определенную частицу мира: Визбор отвечал за горы, снежные вершины, ночные костры, нехоженые тропы; Окуджава отвечал за полночный троллейбус, за бумажного солдатика и девочку с голубым шариком, за Старый Арбат и послевоенную Москву.

УЗРИТЕ СВОЮ МУЗЫКУ!

"И он явил им видение, одарив Зрячестью: и они увидели перед собой новый Мир, шар в Пустоте, который был укреплен там, но не рожден из нее. И когда они смотрели и дивились, Мир этот начал раскрывать им свою историю, и мнилось, что он живет и растет".
("Сильмариллион")

Появлялись новые имена бардов, и картина мира становилась все более полной. Когда мы родились, в этом мире уже все было: деревья, дома, книги, велосипеды и очень много правил и инструкций, как пользоваться всеми этими вещами и какие писать песни, чтобы называться бардами.

Мы очень любим Визбора и Окуджаву, но мы терпеть не можем правила и инструкции. Мы не отрекаемся от этого мира, мы в нем выросли, это наше детство, но на дворе 1995 год, а у этого года свои музыкальные пристрастия, свой язык, стиль, мода и свое ЛИЦО.

Поэтому мы подчеркиваем; "Белая гвардия" – это не авторская песня, а Сенти-Ментальный рок.

Что это значит? Кое-что становится ясно из этимологии этого словосочетания: ментальный – значит умственный, сентиментальный – чувственный. А РОК понимайте как хотите: или как направление в музыке, или как судьбу, предначертанное, неминучее. Сенти-Ментальный рок – узкая тропинка между логикой и чувством, попытка объединить женское и мужское начало, инь и янь.

Иногда мне кажется, что мы живем на необитаемом острове, который придумали сами. На нем есть все необходимое для жизни: чистая родниковая вода, небольшая электрическая плитка, на которой мы жарим "элитарных фазанов ", окно с видом на море, и даже спрятанный в скалистом ущелье клад. Здесь мы безмерно счастливы и богаты.

Рыба создана для воды, а человек для пути.

Мы все время куда-нибудь идем, и наш остров повсюду с нами.

Мы можем позволить себе репетицию в центре Европы, где-нибудь на берегу вечернего Рейна. Нам очень нравится вид с последнего яруса Эйфелевой башни и вкус французских булочек. Мы любим пить кофе с панками на крыше одного дома в Берлине. А еще нам нравится покупать валенки в Норильске, пока на дворе полярная ночь, а в небе у горизонта вот-вот появится северное сияние. песню, в которой есть, например, такие строки: " А ты среди Парижа, притихший и смешной, стоишь, как перст, с бокалом, наполненным вином", или " Австралия – мой дивный остров...", или " Хочешь, вместе уедем в тундру?..", или " Только на Юкон твой путь...". А потом все это постепенно сбывается. А вы говорите "Хопер-инвест". Сенти-Ментальный рок намного надежнее.

Сенти-Ментальный рок – даже не музыкальный стиль, а скорее эстетическая программа.

Авторская песня – лишь частичка Большой Музыки. Вся музыка уже написана, все ноты уже сыграны. Будущее принадлежит Импровизации, а значит, тем музыкантам, которые окажутся более свободны от жанровых предрассудков.

В нашей стране разные музыкальные стили сосуществуют в состоянии "холодной войны". У каждого стиля есть свои поклонники, и их интересы, мягко говоря, не пересекаются. Авторскую песню в основном слушают студенты и туристы. Она варится в собственном соку и недолюбливает рокеров. Рок-музыканты откровенно зевают от бардовских песен и вообще от всего, что лишено ритма. Эстрадники "имели в виду" и тех, и других, они-то собирают самые большие аудитории, их слушает "весь советский народ" по телевизору, а на их концерты ходят "новые русские". Поклонники классической музыки никогда никого не замечали, это "старые русские", воспитанные на Моцарте и Вивальди. Любители фольклора по-прежнему водят хороводы вокруг царицынских берез в лаптях и кокошниках. А на вершине Олимпа сидят джазмены и с усмешкой смотрят на всю эту мышиную возню. Для них все перечисленные выше музыкальные стили не больше чем детский лепет, потому что только тот, кто понял все, знает, что такое Джаз.

Мы не являемся ярыми приверженцами одного направления. Если у нас сегодня блюзовое настроение, пишем блюз. Если хочется выйти в лес и похлебать супа из котелка – мы пишем бардовскую песню. Если эстрадное настроение – что-нибудь кабацкое. Если вдруг ни с того ни с сего захотелось в Америку, рождается нечто в стиле кантри. Но за всем этим все равно будет виден почерк "Белой гвардии", потому что наша музыка идет от слова. Неважен жанр. Гораздо важнее, ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ СКАЗАТЬ.

Когда мы раскрываем газету или включаем телевизор, мы понимаем, что культура сейчас где-то на десятом плане. Все внимание людей приковано к войне, к курсу доллара, к настроению президента. Картина мира рассыпается на наших глазах. За несколько последних лет утратили смысл очень многие человеческие ценности. Мы не хотим принимать участие в разрушении, мы считаем абсурдными все политические программы, мораль и логику наших правительств. Мы верим только в Искусство. Сенти-Ментальный рок – это маленький оазис Веры в огромной пустыне Хаоса.

Белая Гвардия